Кимакский каганат

В книге персидского историка XI века ал-Гардизи «Краса повествований» приводится один любопытный рассказ, восходящий к VII—VIII векам.

...Правитель татар умер, оставив двоих сыновей; старший сын завладел царством, младший стал завидовать ему; имя младшего было Шад. Сделав неудачное покушение, он убежал от брата, взяв с собой рабыню-наложницу, нашел место, по которому текла большая вода. Там же было много деревьев и обилие дичи. На этом месте царевич поставил свой шатер и начал жить-поживать. Каждый день они со своей спутницей ходили на охоту, питались мясом, а одежду шили из меха соболей, белок и горностаев.

Столкновение киргизского (слева) и кимакского воинов
Столкновение киргизского (слева) и кимакского воинов

В один прекрасный день к ним пришли семь человек из родственников татар. Их звали Ими, Имак, Татар, Баяндар, Кипчак, Ланиказ, Аджлад. Эти люди пасли табуны коней своих господ на своей родине, где к тому времени уже не осталось пастбищ. В поисках травы они пришли в тот край, где жил Шад. Увидев их, рабыня сказала: «Иртыш», что значит «остановитесь», отсюда и река получила свое на­звание Иртыш. Узнав женщину, все остановились и разбили свои шатры. Вернулся с охоты Шад, принес с собой много добычи и приветил гостей, которые остались там до зимы. Вот выпал снег и они уже не могли вернуться назад. На новой земле травы было много, и всю зиму пришлые, т. е. Имак, Татар, Кипчак и другие, провели там. Когда растаял снег и земля вернула к себе свой прежний красивый вид, они послали одного человека обратно в татарский лагерь, на их прежнюю землю, чтобы он привез оттуда известие о соплеменниках. Тот, когда пришел туда, увидел, что местность опустошена: пришел враг, ограбил и перебил народ. Остатки татарского племени, увидев гонца, спустились с гор, и тот рассказал им о новой земле Шада. После этого все они направились к Иртышу и, прибыв туда, приветствовали Шада как своего правителя и стали оказывать ему почет. Другие люди, узнав обо всем этом, тоже стали приходить к ним. Собралось семьсот человек. Долгое время они оставались на службе у Шада; потом, когда их стало больше, они расселились по горам и образовали семь племен по именам названных семи человек...

Кимакский воин в кольчуге X-XI вв.
Кимакский воин
в кольчуге X-XI вв.

Татары, о которых речь идет в этом рассказе, представляли собой ту часть древнетатарского населения, которая ушла на запад после падения Восточно-Тюркского каганата в 745 году. Вот они-то и сыграли важную роль в образовании нового государства в Западной Сибири — Кимакского каганата. Основным населением кагана­та были кимаки - также тюркоязычные племена, родственные уже известным нам кипчакам.

Кимакский воин X-XI вв.
Кимакский воин X-XI вв.

Кимакский каганат, подобно другим, например, Тюркскому, представлял собой, особенно на рубеже IX—X веков, раннефеодальное государственное объединение, во главе которого стоял каган с наследственной властью. Кроме него были и наследственные удельные князья-беки. Их было 12, иными словами, в составе каганата было 12 княжеств. Правители некоторых из них, например, кипчакского, назывались даже ханами. Каган же, т. е. глава всего государства, означал великий хан, другими словами - хан ханов, подобно тому, как иранцы своего великого шаха называют «шахиншах», т. е. шах шахов. Словом, Кимакский каганат был достаточно крупным раннесредневековым государством.

Кимакское бронзовое зеркало
Кимакское бронзовое
зеркало

Столицей этого государства, где находилась ставка кагана, являлся город Имакия, расположенный на Иртыше. Кимаки начали уже вести полуоседлый образ жизни и были знакомы с земледелием. Средневековые арабские географы пишут также, что кимаки возделывают пшеницу, ячмень и даже рис. У них есть сведения о существовании у кимаков и других городов. Выдающийся ученый-географ Востока ал-Идриси отмечает, например, что эти города хорошо укреплены, а в городе кагана, где проживала также и вся верхушка кимакского общества, находились базары и храмы. Конечно, в городах тогдашних полукочевых народов много было также полуземляночных жилищ и юрт.

Кимакские сабли азия 9 в.
Кимакские сабли Азия IX в.

Кимакское войско состояло из конницы и пеших воинов. Оружие состояло в основном из прямых палаш и слегка изогнутых сабель, были в вооружении копье и лук со стрелами. Они обнаруживаются при археологических раскопках. Раскопками выявлены также различные предметы быта, орудия труда и ук­рашения. К последним, например, относятся металлические зеркала, бусы, различные подвески, орнаментированные бляшки, остатки поясов конской сбруи.

У кимаков, как и у многих других тюркоязычных народов, был обычай ставить каменные изваяния героев-воинов и других знатных людей. Эти памятники, в отличие от изваяний кипчаков-половцев и населения Тюркского каганата, отличались простотой, схематичностью. Кимаки в массе своей были язычниками и поклонялись реке Иртыш, считая, что река - это бог человека. Почитали они также огонь, солнце и звезды. Кимаки и кипчаки, по сведениям арабских географов, занимались даже астрологией, пользовались показаниями звезд.

Предыдущая тема
Следующая тема