Казанская губерния во второй половине XIX в.

Семья городских татар. Фото. конец XIX – начало XX в.

В конце 50-х годов губерния насчитывала около 1,5 млн человек. Более 90 % населения жило в сельской местности. Казань являлась одним из самых крупных городов России — в ней жило более 60 тыс. человек. Наиболее крупными предприятиями Казани были мыловаренные заводы Крестовниковых, льнопрядильная фабрика Алафузовых, пороховой завод. В конце века на заводах и фабриках губернии трудилось более 10 тыс. человек. Реформы послужили мощным толчком к развитию и в татарском обществе. Татарское купечество и промышленники все активнее включаются в систему рыночных отношений. Центром татарского предпринимательства остается Казанское Поволжье, а Казань входит в десятку крупнейших промышленных центров империи, уступая в центральном районе лишь Москве, Владимиру и Нижнему Новгороду.

Казанская татарка. В.Г. Худяков. 1869. Фрагмент
Казанская татарка. В.Г. Худяков.
1869. Фрагмент

Отмена крепостного права, послужившая мощным стимулом для развития производительных сил и подъема экономики страны, вместе с тем обострила классовую борьбу. В Казанской губернии, как и на всей территории России, нередкими были крестьянские волнения. Самое знаменитое из них произошло в 1861 году в селе Бездна, где крестьяне отказались выполнять указания властей, считая, что их обманули и оставили без земли. События в Бездне получили широкий отклик в демократических слоях казанского общества.



К началу 90-х годов здесь было 101 учебное заведение.

Школа Маджида. 1907

В конце XIX века Казань находится на новом этапе экономического подъема, возникает необходимость освоения разработки нового плана. Строительство в конце XIX века железнодорожной магистрали Москва – Екатеринбург дает новый импульс экономического подъема города, значительно увеличивается объем инвестиций в секторе строительства промышленных, общественных и жилых зданий и сооружений. Город быстро увеличивается в размерах за счет присоединения новых слобод и поселков.

Медресе «Хусаиния» в Оренбурге
Медресе «Хусаиния» в Оренбурге

В 1884 году утверждается новый план г. Казани, предусматривающий развитие города в юго-восточном направлении. Численность населения Казани, увеличивается в два раза, с 63 тысяч в 1830 году до 130 тысяч в 1897 году.

Важнейшим свидетельством активного складывания татарской нации в конце ХIХ - начале ХХ вв. стало формирование татарского национального пролетариата, который по численности стал занимать в Российской империи 4-ое место. В это время также идет ускоренное включение в рыночные процессы крестьян, к началу 1880 года зажиточные крестьяне составляли уже 5,3% татарского крестьянства в Казанской губернии. В целом, во второй половине ХIХ века социальная структура татарского общества активно трансформируется, приобретая все больше элементов и характеристик, присущих буржуазной эпохе и индустриальному обществу.

Марджани Г.М. Баруди (Галиев). (1857-1921) – педагог, журналист, религиозный и общественный деятель. 1907 г. Х. Фаизханов Р. Фахраддин К. Насыри И. Гаспринский

Знаменитые люди о Казанском крае

В Казани мое внимание было привлечено ее татарским населением. Татарский базар, татарские мечети, татарская типография, кружок ориенталистов — все эти особенности, которые не встречаются в других городах Поволжья. Я посетил учительскую семинарию для крещеных татар, находящуюся под начальством Ник. Ив. Ильминского, и элементарную школу крещеных татар на Арском поле, которой заправляет татарин о. Василий. В учительской семинарии находится 120 учеников; директор показал нам классы, дортуары и церковь; последняя в виде строгого оправославления учащихся, сделана вполне русской; местного в ней ничего, кроме нескольких портретов святых: Стефана Пермского, держащего в руках пермский алфавит (по исследованию г. Шестакова), и казанских святителей Варсонофия и Гурия... Для мусульманских школ Казанского учебного округа учреждена инспекция от министерства народного просвещения; место инспектора занимает в настоящее время ориенталист, известный путешественник по Алтаю и Сибири, Васил. Вас. Радлов. Им изданы до настоящего времени: 1) грамматика русского языка, ч. 1-я: этимология; 2) учебная книга географии, вып. 1-й: наша планетарная система; 3) начальная геометрия, ч. 1-я — планиметрия; 4) первая книга для чтения; 5) рассказы о животных, растениях и минералах. Это все учебники, предназначаемые для мусульманской учительской семинарии в Уфе. Частных же изданий европейского характера для татар в Казани вовсе нет; единственное издание этого рода, вышедшее за последнее время, — татарский календарь, составленный Каюмом Насыровым. Между тем, говорят, что сама масса татарского народа вовсе не враждебна к европейской науке; в среде ее есть личности, желающие учиться и учащиеся тайком, но их преследуют муллы. Я сам имел двух учеников из простых татар-крестьян, и они оба с увлечением слушали мои рассказы о вселенной или же из истории Европы. Один из них даже просил меня составить для него записки. Конечно, если бы из подобных людей составилась наконец в татарском обществе партия, сочувствующая европеизму, это была бы сила, которая одна собственно только и может уничтожить узкий клерикальный дух в татарском населении и вместо него водворит другой ислам, более доступный культуре и науке... Вопрос сводится к тому, как доставить опору этим гонимым, этим жаждущим европеизма единицам. Опора эта заключается только в местном русском обществе. Если последнее начнет жить действительно умственной жизнью, если местная журналистика начнет разрабатывать местные вопросы, если наконец местная жизнь окажется такой плодотворной, что в Казани явится местная беллетристика, словом, — если в местном обществе будут вызваны к жизни его творческие силы, это общество своим течением непременно увлечет с собою связанное с ним многочисленными экономическими нитями татарское общество... Но для этого нужно, чтобы общество само жило полной европейской жизнью. Водили меня в Казани посмотреть вновь после пожара отстроенный и расширенный театр; прежде в театре были особые ложи для татар с занавесками, ныне они уничтожены. Думала ли театральная дирекция, что татары будут ездить и в открытые ложи, или она равнодушно смотрит на вопрос: будут или не будут они ездить. Театр без сомнения был всегда одним из средств привлечения татар к европейским идеям.

Г.Н.Потанин (1835-1920), известный русский путешественник,
исследователь Внутренней Азии, посетил Казань в 1875 г.