Казанская губерния в начале XX в.


В начале XX столетия Казань становится одним из крупнейших и быстро развивающихся городов России и третьим по значимости в общероссийском масштабе образовательным центром.

Казань. Воскресенская улица

Татарское общество с одной стороны было подготовлено к активному участию в политической жизни, но также и нуждалось в модернизации политической системы и расширении своих гражданских прав.

Новые общественные отношения, утверждению которых открыла дорогу эпоха великих реформ, требовали беспрепятственного развития всех сфер жизни татарского общества, в том числе торгово-промышленной деятельности, национальной культуры. Росло национальное самосознание с его идеями равноправия и свободы. Подъем общественного движения после Манифеста 17 октября 1905 года открыл новые возможности для политического развития татарского народа.

Г. Тукай

Ф.И. Шаляпин и Максим Горький

Рамиев

Г. Тукай Ф. Шаляпин и М. Горький С. Рамиев Ф. Амирхан

Хотя значительное число татар проживало во многих регионах России, основное этническое ядро находилось в пределах Казанской и Уфимской губерний. Именно здесь разворачивались события, связанные с ростом национального самосознания татарского народа. В середине августа 1905 года около 120 мусульманских общественных и религиозных деятелей из Поволжья, Кавказа и Сибири собрались во время Нижегородской ярмарки, где провели I Всероссийский мусульманский съезд, постановивший создать партию «Иттифак-аль-муслимин» («Союз мусульман»). Обсуждались вопросы развития политической жизни мусульманских народов Российской империи в связи с идеей создания в стране законосовещательного представительного органа – думы.

В правлении журнала «Шура» и газеты «Время». Сидят (слева): Габдрахман Фахраддин (сын Ризы Фахраддина), Фатих Карими, Риза Фахраддин, Закир Рамеев (Дэрдменд), Бурган Шараф; стоят: Ракиб Ракиби, Гусман Нури Акчакраклы, Ярулла Вали. Оренбург, 1909 г.


Среди политических, общественных, религиозных деятелей и представителей художественной интеллигенции, оказавших особое воздействие на общественную жизнь в начале XX в., были политики И. Гаспринский, Ю. Акчура, С. Алкин, С. Максуди, К. Хасанов, религиозные деятели — Р. Фахрутдинов, М. Бигеев, Г. Вайсов, Г. Баруди, X. Атласов, писатели и поэты — Г. Тукай, Г. Камал, 3. Рамеев (Дэрдменд), Г. Исхаки и др. Идеи социал-демократов и социал-революционеров (эсеров) также начали распространяться среди татар и других народов региона. Однако они не получили до 1917 года широкого распространения. Среди деятелей, придерживавшихся этих взглядов в Казанской губернии, были Ф. Туктаров, С. Ахтямов, X. Ямашев, Г. Кулахметов, В. Адоратский, И. Саммер, Н. Накоряков, В. Тихомирнов и др.

Абдулла Апанаев Шакирд казанского медресе. Начало XX в. Дэрдменд Ф. Туктаров Шигабутдин Марджани

Жена Дэрдмента

Поражение в русско-японской войне 1904—1905 годов и крупные неудачи на фронтах начавшейся в 1914 году мировой войны привели к дальнейшему обострению политической обстановки в стране. Обескровленное мобилизациями наиболее работоспособной части населения сельское хозяйство, не сумевшая выдержать требований военной обстановки промышленность и раздраженная военными неудачами и бездарностью власти многомиллионная армия стали благодатной почвой для восприятия радикальных идей революционеров. Накануне свержения самодержавия казанский губернатор сообщал столичным властям: “В Казани готовы взяться за оружие, как в 1905 году”. Такое же положение было во всей стране.

В Казани создаются органы Временного правительства и Советы. Разрешаются все политические партии и движения. Впервые созданы органы национального движения татар — “Национальный Совет” — “Милли-Шуро”.

Из “Обзора Казанской губернии на 1913 г.”:

“Татарское население в слабой степени пользуется общими учебными заведениями:

оно по преимуществу обучается в своих мусульманских мектебах, медресе и частью в открытых при них классах для обучения мусульман русской грамоте и языку со счислением.

В отчетном году в гор. Казани состояло: мужских русско-татарских школ — 4, женских — 1, русская школа для татарских мальчиков — 1, русских классов при медресе — 4, городских русско-татарских начальных мужских училищ — 5.

Специальных магометанских школ и школ народных (медресе и мектебе) было 967, в коих обучалось 79496 человек (48562 мальчиков и 30934 девочки)”.

Previous
Next
Алафузов Преподаватели медресе «Мухаммадия». Начало XX в. Преподаватели медресе «Хусаиния». 1913 Сотрудники журнала «Анг». Фотография. Начало XX в. Ученицы школы Аитовой. Фото. г. Казань. Начало XX в. В правлении журнала «Шура» и газеты «Время»