Казанская губерния в начале XX в.
В начале XX столетия Казань становится одним из крупнейших и быстро развивающихся городов России и третьим по значимости в общероссийском масштабе образовательным центром.
Татарское общество с одной стороны было подготовлено к активному участию в политической жизни, но также и нуждалось в модернизации политической системы и расширении своих гражданских прав.
Новые общественные отношения, утверждению которых открыла дорогу эпоха великих реформ, требовали беспрепятственного развития всех сфер жизни татарского общества, в том числе торгово-промышленной деятельности, национальной культуры. Росло национальное самосознание с его идеями равноправия и свободы. Подъем общественного движения после Манифеста 17 октября 1905 года открыл новые возможности для политического развития татарского народа.
Г. Тукай | Ф. Шаляпин и М. Горький | С. Рамиев | Ф. Амирхан |
Хотя значительное число татар проживало во многих регионах России, основное этническое ядро находилось в пределах Казанской и Уфимской губерний. Именно здесь разворачивались события, связанные с ростом национального самосознания татарского народа. В середине августа 1905 года около 120 мусульманских общественных и религиозных деятелей из Поволжья, Кавказа и Сибири собрались во время Нижегородской ярмарки, где провели I Всероссийский мусульманский съезд, постановивший создать партию «Иттифак-аль-муслимин» («Союз мусульман»). Обсуждались вопросы развития политической жизни мусульманских народов Российской империи в связи с идеей создания в стране законосовещательного представительного органа – думы.
Среди политических, общественных, религиозных деятелей и представителей художественной интеллигенции, оказавших особое воздействие на общественную жизнь в начале XX в., были политики И. Гаспринский, Ю. Акчура, С. Алкин, С. Максуди, К. Хасанов, религиозные деятели — Р. Фахрутдинов, М. Бигеев, Г. Вайсов, Г. Баруди, X. Атласов, писатели и поэты — Г. Тукай, Г. Камал, 3. Рамеев (Дэрдменд), Г. Исхаки и др. Идеи социал-демократов и социал-революционеров (эсеров) также начали распространяться среди татар и других народов региона. Однако они не получили до 1917 года широкого распространения. Среди деятелей, придерживавшихся этих взглядов в Казанской губернии, были Ф. Туктаров, С. Ахтямов, X. Ямашев, Г. Кулахметов, В. Адоратский, И. Саммер, Н. Накоряков, В. Тихомирнов и др.
|
|
|
|
|
|
Абдулла Апанаев | Шакирд казанского медресе. Начало XX в. | Дэрдменд | Ф. Туктаров | Шигабутдин Марджани |
Жена Дэрдмента |
Поражение в русско-японской войне 1904—1905 годов и крупные неудачи на фронтах начавшейся в 1914 году мировой войны привели к дальнейшему обострению политической обстановки в стране. Обескровленное мобилизациями наиболее работоспособной части населения сельское хозяйство, не сумевшая выдержать требований военной обстановки промышленность и раздраженная военными неудачами и бездарностью власти многомиллионная армия стали благодатной почвой для восприятия радикальных идей революционеров. Накануне свержения самодержавия казанский губернатор сообщал столичным властям: “В Казани готовы взяться за оружие, как в 1905 году”. Такое же положение было во всей стране.
В Казани создаются органы Временного правительства и Советы. Разрешаются все политические партии и движения. Впервые созданы органы национального движения татар — “Национальный Совет” — “Милли-Шуро”.
Из “Обзора Казанской губернии на 1913 г.”:
“Татарское население в слабой степени пользуется общими учебными заведениями:
оно по преимуществу обучается в своих мусульманских мектебах, медресе и частью в открытых при них классах для обучения мусульман русской грамоте и языку со счислением.
В отчетном году в гор. Казани состояло: мужских русско-татарских школ — 4, женских — 1, русская школа для татарских мальчиков — 1, русских классов при медресе — 4, городских русско-татарских начальных мужских училищ — 5.
Специальных магометанских школ и школ народных (медресе и мектебе) было 967, в коих обучалось 79496 человек (48562 мальчиков и 30934 девочки)”.