Волжская Булгария
Болгары появились на Средней Волге в конце VIII - начале IX вв. В составе болгарского союза пришли и другие родственные им тюркоязычные племена: барсилы, савиры, беленджеры и др. Здесь они встретили местные финно-угорские племена (предки современных удмуртов, мари, мордвы), которые были включены в процесс образования государственности.
В конце IX - нач. XX вв. у булгар закончился процесс объединения болгарских племен и сложилось единое централизованное государство. Завершающим этапом этого процесса явилось принятие Ислама в 922 году.
Территория Волжской Булгарии занимало большую для тех времен площадь. В X-XII вв. северная граница государства проходила по правобережью Камы, западная по Свияге, восточная по Шешме, а южная доходила до Самарской Луки (большая излучина Волги в среднем ее течении). В XII в. границы Волжской Булгарии несколько расширились. На севере она дошла до бассейна реки Казанки, а на юго-востоке до верхнего течения реки Яик (Урал). Этническая основа населения Волжской Булгарии в начальный период (X-XI вв.) состояла из булгар и родственным им тюркоязычных племен: берсулы, сувар, баранджар, эсегель, билиров и др. Начиная с XII в. исторические источники отмечают в государстве только булгар, не упоминая другие племена. Это говорит о том, что в XII в. в Волжской Булгарии уже существовала единая народность под общим названием “булгары”. Под политическим и экономическим влиянием волжских булгар жили ближайшие их соседи: финно-угорские племена (предки современных мари, мордвы, удмуртов) на севере, буртасы на юго-западе, башкиры и маджары на востоке. Большинство этих народов платили булгарам дань. Такая же дань выплачивалась и далекими северными финно-угорскими племенами “вису” и “йура” (летописные “весь” и “югра”).
Кроме сбора десятипроцентной дани булгары имели тесные торговые связи с этими народами. С северными народами они вели т.н. “меновую торговлю”.
Основой хозяйственной деятельности населения Волжской Булгарии являлось высокоразвитое земледелие. Земля обрабатывалась тяжелыми плугами и легкими сохами. Выращивались такие сельскохозяйственные культуры, как пшеница, ячмень, просо, чечевица, рожь, бобы. Значительное количество пшеницы болгары продавали в соседние страны. Достаточно быстрому переходу кочевых болгар к оседлости, приоритетному развитию земледелия способствовали следующие факторы:
1) наличие высоко-плодородных пашенных земель.
2) прежняя земледельческая культура местных финно-угорских племен.
Хлеб убирали серпами, хранили его в зерновых ямах, обшитых дубовыми досками и в т.н. корчагах - хумах, т.е. больших глиняных сосудах.
Важную роль в начальный период истории Волжской Булгарии играло скотоводство, и прежде всего коневодство. В то же время скотоводство являлось формой хозяйства, подчиненным земледелию. Кроме лошадей разводили крупный и мелкий рогатый скот, мелкую птицу.
Значительную роль в экономическом развитии государства играло ремесленное производство. Наиболее высокого технологического уровня достигли такие виды ремесел, как градостроительство, гончарное производство, металлургия, кожевенное производство, медный и костяной промыслы, резьба по камню, ювелирное производство.
Крупные города Булгар, Сувар и другие в X в. являлись центрами ремесел.
Немаловажное значение играли и такие виды деятельности, как промысловая охота (добыча пушнины), рыболовство, бортничество.
Высокого уровня в Волжской Булгарии достигло военное искусство. Города и крепости булгар ограждались мощными крепостными сооружениями в виде высоких земляных валов и глубоких рвов. Укреплялись города крепкими дубовыми стенами.
Вооружение булгар состояло почти из всех видов средневекового оружия: сабель, мечей, кольчуг, боевых топоров, шлемов, копей, луков со стрелами, и т.д.
Волжская Булгария являлось крупным центром международной транзитной торговли на Волге и имела тесные экономические связи со многими странами Евразии. На Востоке и Юге она торговала с Хазарией, Хорезмом, Кавказом, Персией, Северной Индией, арабским миром. На севере и на западе наиболее тесные торговые и экономические связи Волжская Булгария имела с Русью, Прибалтикой, скандинавскими странами, Византией и северными финно-угорскими племенами. На восток и юг вывозились дорогие меха, кожи, крупный рогатый скот, лес, мед, воск. В Русь шли скот, мед, хлеб. Из западных стран и от северных народов поступали некоторые виды пушнины, янтарь, оружие. С востока и южных стран завозили китайский шелк, византийскую парчу, сукно, изюм, бумагу, пряности и другие товары.
Являясь промежуточным звеном в товарообмене Запад-Восток, Волжская Булгария прочно держала торговлю в своих руках. Экономическая выгода от такой торговли была очень большой, т.к. с каждого купеческого каравана и торгового судна булгарские правители взимали 10% торговую пошлину.
Большую роль в торговле играло денежное обращение. Монеты у булгар в ранний период (IX - нач. X вв.) были привозными, а также чеканились от имени саманидских (среднеазиатских) правителей, а позже - от имени собственных булгарских князей. Такие монеты имели хождение не только собственно в Булгарии, но и в соседних странах, и даже в центрально-европейских государствах. Так, например, булгарские серебряные монеты обнаружены в скандинавских странах.
Кроме денежной торговли, булгары вели выгодную т.н. “меновую” или “немую” торговлю с северными финно-угорскими племенами. Этот вид торговли приносил большой доход государству, т.к. булгары скупали у этих народов ценную пушнину и перепродавали ее за более высокую цену своим южным соседям.
Волжская Булгария являлась раннефеодальным государством восточного типа. Во главе государства находился эмир. В начальный период государства (IX-нач.X вв.) правитель носил тюркский титул “Эльтебер”. В политическую элиту булгарского общества входили также “беки”, т.е. князья.
В укреплении государственности и формировании политической системы сыграло роль принятие Ислама в качестве государственной религии в 922г. Распространение мусульманства также способствовало освобождению Волжской Булгарии от политической зависимости от Хазарского каганата.
Основная масса населения (крестьяне и ремесленники) в основном были государственными и платили налоги непосредственно в государственную казну. Среди таких налогов и повинностей ученые выделяют налог лошадьми, пшеницей, медом, а также участие в строительстве оборонительных сооружений, строительстве городов и важнейших поселений государственного значения.
Города в Волжской Булгарии начали строиться в первой половине X в. Это было связано с окончательным переходом булгар к оседлости и с принятием Ислама. Исторические источники в это время упоминают два крупных города Булгар и Сувар, которые являлись центрами чеканки монет.
Булгар - столица государства в X-первой половине XII г. Один из крупнейших городов Восточной Европы, центр международной транзитной торговли (недалеко от города находился “Ага - Базар”, который являлся основным пунктом такой торговли). Он претерпел значительные разрушения в 1236 г. от войск Батыя, однако вскоре был восстановлен, и достиг своего расцвета в XIV в., став одним из крупнейших городов Золотой Орды. Был разрушен в XV в. войсками Федора Пестрого и с тех пор сошел с исторической арены.
Город “Буляр” (Биляр) (по русскому летописям “Великий город”) - столица Волжской Булгарии во второй половине XII-нач.XIII вв. Один из крупнейших городов Восточной Европы, крупнейший город Волжской Булгарии. Буляр был разрушен войсками Батыя в 1236 г., но не прекратил своего существования. В период Золотой Орды уже не играл былой роли политического центра Среднего Поволжья, хотя и являлся одним из центров чеканки джучидских (золотоордынских) монет. Прекратил свое существование в первой половине XVв.
Материальная культура Волжской Булгарии представлена прежде всего архитектурой и строительным делом. Это остатки общественных, административных и культовых зданий, раскопанные в Булгаре, Буляре и Суваре.
Высокого уровня достигло ювелирное искусcтво. При изготовлении изделий из золота, серебра и меди применяли такие способы художественного ремесла как скань, зернь, чернение, гравировка, золочение, чеканка, глиптика (резьба на драгоценных камнях), инкрустация золотом и серебром по металлу.
Богатством отличался булгарский орнамент, который широко использовался в архитектуре, в художественном и декоративно-прикладном искусстве. В основном использовался геометрический и растительный орнамент.
Булгарское золотое височное кольцо с «уточкой», XII в. | Булгарский золотой пластинчатый браслет | Булгарский орнаментированный боевой топор | Орнамент под аркой булгарского памятника с Кирменского городища | Карта Волжская Булгария. Нацмузей РТ |
С принятием ислама у булгар была отменена руническая письменность, которой они пользовались еще с VI в., и заменена арабской. Вслед за арабской письменностью в Волжскую Булгарию проникли просвещение и богатейшая арабская культура.
Образование получали в учебных заведениях низшего типа (мектебы) и высшего типа (медресе).
Развитие просвещения способствовало широкому распространению восточной и общетюркской литературы и разных наук. Это, в свою очередь, стимулировало развитие собственной культуры. Так, например, некоторые арабо-персидские авторы X-XII дают сведения о булгарских историках, медиках и философах. Например, ал-Гарнати упоминал книгу “История Булгара”, которую написал кадий (судья) Булгара Йакуб ибн-Нугман. Известно также имя Бурхан ад-дин ибн-Юсуфа, написавшего книгу о лекарствах. Известный поэт XIII в. Кул-Гали в 1223 году завершил написание своей знаменитой поэмы “Кисса-и-Йусуф” (“Сказание о Юсуфе”).
Из сообщения современника:
“Болгарская земля смежна с землею буртасов. Живут болгаре на берегу реки, которая впадает в море Хазарское (Каспийское) и прозывается Итиль (Волгою), протекая между землей Хазарской и Славянской. Страна их состоит из болотистых местностей и дремучих лесов, среди которых они и живут”. “Болгаре делятся на три отдела: один отдел зовется Берсула, другой - Эсегел, а третий - Болгар; относительно образа жизни все трое стоят на одной и той же степени”.
Персидский географ X в. Ибн-Русте
“Царь рассказал мне, что за его землю в расстоянии трех месяцев пути... есть народ, называемый вису (весь), у которого ночь короче часу... Туземцы рассказывали мне, что зимою ночь бывает так долга, как летний день, а день короток, как летняя ночь”.
Арабский путешественник Х в. Ибн-Фадлан
“И у них существует обработка полей и сев, производятся разные зерновые, как-то: пшеница, ячмень, тыква, чечевица, бобы и всякое другое”.
Персидский географ XI в. ал Гардизи
“Болгар - имя страны, жители которой исповедуют ислам, имя города, в котором находится главная мечеть. Недалеко от этого города лежит другой город Сивар (Сувар), где также находится главная мечеть... Дома деревянные и служат зимними жилищами; летом же жители расходятся по войлочным юртам”.
Арабский автор Х в. Эль-Балхи
“Меха: собольи, беличьи, горностаевы, куньи и лесных куниц, лисьи, бобровьи, зайцы, козьи шкуры, воск, стрелы. Крупная рыба, шапки, белужий клей, рыбьи кости, бобровая струя, янтарь, юфть, мед, орехи, барсы (или гончие собаки), мечи, кольчуги, березовый лес, славянские невольники, овцы, рогатый скот. Все эти товары из Болгарии”.
Арабский автор конца Х в. Ал-Мукаддаси
Из свидетельства очевидца:
“Болгары вели с весью торговлю немую, т.е. клали товары на известное место, обозначали их знаками на цены, и отходили, потом возвращались и находили разные предметы, оставляемые весью в виде меновой цены товары; если болгары оставались довольны этой ценою, то брали себе желаемые предметы, в противном же случае оставляли их и брали назад свои товары”.
Арабский автор XIII в. Аль-Казвини
Из свидетельства современников:
“Булгар - город с небольшой областью, расположенный на берегу Итиля. В нем все (жители) мусульмане; из него выходит 20 000 всадников. Со всем войском кафиров (иноверцев), сколько бы его ни было, они сражаются и побеждают, это место крепкое, богатое. Сувар - город вблизи Булгара; в нем борцы за веру, так же как в Булгаре”.
Из персидского сочинения 982 г. “Худуд ал-алам”
(“Границы мира”) о городах Булгар и Сувар.
Из трудов историков:
“В булгарское царство вошли также незначительной частью племена, связанные генетически с ананьинской и пьяноборской культурами, древние удмурты, коми, мари”.
А.П.Смирнов
Мнение историка:
“Ибн-Фадлан (начало Х в.) застал здесь налаженное земледелие и индивидуальное освоение земли”.
Б.Д.Греков
Мнение историка:
«Булгарское военное искусство домонгольского периода достигло значительного уровня прогресса, сопоставимого с рядом других развитых феодальных стран средневековой Евразии и оказало решающее влияние на все последующие стадии эволюции вооружения и военного дела народов Поволжья и Приуралья.»
И.Л.Измайлов
Мнение историка:
“Расположенный на одном из самых важных в стратегическом и торговом отношении мест в Восточной Европы, у слияния Камы и Волги, Болгар с самого начала своего существования играл огромную роль в истории всей Восточной Европы”.
Г.А.Федоров-Давыдов
Точка зрения ученого
“В XII в., точнее, во второй его половине, столица переносится в Буляр в долину Черемшана, в глубь центрального Закамья, что было обусловлено в первую очередь изменениями в политической жизни государства”.
Р.Г.Фахрутдинов
Из трудов историков:
“Многое еще в искусстве и архитектуре волжских булгар домонгольского периода остается неясным, нераскрытым. Однако то, что дошло до нас, характеризует их высокую художественную культуру, выразившуюся в замечательных творениях декоративно-прикладного искусства”.
Ф.Х.Валиев