Казанский край в XVIII в.

Гербы города Казани и уездных городов Казанской губернии. В.С. Турин. 1832 г.

Период XVIII в. ознаменовался крупными реформами, которые непосредственно коснулись и Казанского края. Территория края, которая ранее управлялась особым приказом Казанского дворца, в 1708 году вошла в состав вновь организованной Казанской губернии, тем самым потеряв последние, даже номинальные признаки самостоятельности. В состав губернии вошли всё Среднее Поволжье, Нижнее Поволжье и Приуралье. В 1775 году Казанская губерния включала в свой состав 13 уездов: Казанский, Арский, Козьмодемьянский, Лаишевский, Мамадышский, Царевококшайский, Цивильский, Чебоксарский, Чистопольский, Спасский, Свияжский, Тетюшский, Ядринский. В конце XVIII в. Казанская губерния получила то административное деление и размеры, которые в основном сохранились до 1917 года, причем татарское население искусственно было включено в состав разных губерний. В результате такого искусственного разделения и усиленной колонизации Казанской губернии в конце XVIII в. количество татарского населения составило всего около 40 %.

Вид главной татарской мечети. В.С. Турин. 1820 – 1834 гг. Руины дворца и башня Сююмбике. А. Дюран, А. Раффе. 1845 г. Книга «Описание путешествия в Москву и Персию». А. Олеарий. 1636 г. Вид города Казани. О. Кох. Конец XVII в.

Экономическое развитие губернии в XVIII в. характеризуется прежде всего развитием феодального способа производства, который являлся господствующим. Однако со второй половины XVIII в. стала зарождаться и промышленность. В крае появляются первые промышленные предприятия. Среди отраслей промышленности следует выделить кожевенное (предприятия Галанского, Абсалямова, Исхакова, Ибраева, Азимова, Юсупова, Аитова), мыловаренное и свечное (предприятия Хальфиных, Замановых, Гумеровых, Котеловых, Лихачевых и др.), суконное (предприятия Микляева, Дрябловых, Осокиных), медеплавильное (предприятия Иноземцова и Абсалямова), селитренное (предприятия Т.Ледаговского), винокуренное, текстильное производства. Большое значение в экономике края играло возникшее в 1718 году Казанское адмиралтейство.

Жалованная грамота Казани. Вторая половина XVIII в.

Жалованная грамота Казани. Вторая половина XVIII в. Императрица Екатерина II. Д. Г. Левицкий. Холст, масло Дворянская карета XVIII века, на которой Её Величество Императрица Екатерина II путешествовала по Казани в 1767 году.

XVIII век характеризуется дальнейшим усилением политики христианизации. В 1713 и 1720 годах издаются указы Петра I, направленные на насильственную христианизацию татарского населения и предоставление существенных экономических и политических льгот для крещеных. В 1731 году создается “Комиссия для крещения казанских и нижегородских мусульман и других инородцев”, которая в 1740 году преобразуется в “Контору новокрещеных дел”, основной целью которой являлось принудительное официальное крещение. Деятельность этой конторы была наиболее энергичной в сороковые и пятидесятые годы, когда казанскую епархию возглавлял архиепископ Лука Конашевич. По его указанию только в Казанском уезде в 1742 году из 546 действовавших мечетей было разрушено 418. Татарское население отвечало на такие репрессии новыми восстаниями (1718, 1735, 1739 гг.). Стремление татарского народа к национальной самостоятельности особенно сильно проявлялось в его участии в крестьянской войне под руководством Емельяна Пугачева, который обещал вернуть им независимость. Несмотря на то, что “пугачевщина” потерпела поражение, она оказала большое влияние на дальнейшую политику Российского государства в отношении мусульман. Екатерина II была вынуждена пойти на некоторые послабления. Так, например, в 1773 году был издан указ “О веротерпимости”, которым юридически запрещалось насильственное крещение. С 1776 года татарам было разрешено вести торговлю по всей России. В 1782 году в Казани была образована Татарская ратуша. С 1784 года татарские мурзы были формально приравнены к русскому дворянству. В 1764 году была закрыта новокрещенская контора. Татарам разрешили строить мечети. Указом 1788 года было организовано Мусульманское духовное собрание. Открылось поле экономической и духовной деятельности, чем удачно воспользовалось татарское общество. В Казани и других населенных пунктах открывались мектебе и медресе. Так, например, в 1771 году в Казани были открыты Ахуновское и Апанаевское медресе, в 1780 году — медресе при доме Амирханова. Вскоре крупные медресе возникли в Оренбурге, Астрахани, Троицке и других городах. Проведенные реформы способствовали подъему и русской культуры края. В 1758 году в Казани открывается первая в провинции гимназия, в 1789 году — главное народное училище. В Казани в XVIII в. жили многие представители русской литературы. Среди них известный русский поэт Г.Р. Державин, драматург и поэт М.И. Веревкин, поэт Г.П. Каменев и др. С XVIII в. Казань становится объектом изучения русских ученых. В 30-х годах Казань посетили академики Г.Ф. Миллер, С.Г. Гмелин и С.П. Крашенинников. Результатом их экспедиции явилась книга Миллера “Описание живущих в Казанской губернии языческих народов”. Много ценных этнографических сведений можно встретить в сочинениях академиков И.И. Лепехина, И.Г. Георги, П.И. Рычкова и других авторов.

Знаменитые люди о Казанском крае

“Казанские татары... гордятся своим происхождением, своими моральными качествами, своей религией, своим домашним бытом, что все составляет их отличительный характер.
... Татары горды, честолюбивы, гостеприимны, сребролюбивы, чистоплотны, по их состоянию довольно просвещенны, почти несуеверны, рождены для торговли, хвастливы, между собой дружелюбны, искательны, вкрадчивого характера, во всем умеренны и довольно трудолюбивы.
Татары — народ более образованный, нежели некоторые, даже европейские. Татарин, не умеющий читать и писать, презирается своими земляками, и, как гражданин, не пользуется уважением других”.

К.Ф.Фукс
профессор, ректор Казанского университета.

“Казанский кремль, как нижегородский, имеет родственное сходство с московским кремлем: это меньшие братья его...
Положение города нехорошо. Казань по-татарски значит котел; в самом деле, он во впадине, беден чистой водою; в нем много сырых мест. Строения довольно чисты; главные улицы красивы; на них все живо; везде толпятся, кричат, шумят; множество бурлаков с атлетической красотой форм; множество татар с продажными ичигами и тюбетейками, с халатами, в халатах, с приплюснутым носом, узенькими глазками и хитрым выражением лица.
Словом, везде вы видите большой город, исполненный жизни, центральный своего края, торговый и, что всего важнее, город двуначальный — европейско-азиатский. В Казани провел я несколько дней. Досадно мне было, что обстоятельства не дозволили основательно изучить ее. При выезде из Казани, по сибирскому тракту, вид прелестный; в этом виде что-то пошире той природы, к которой мы привыкли...”

А.И.Герцен (1812—1870)
писатель, философ, публицист.

“Татары-крестьяне живут и одеваются как и городские татары. Как люди старательные, они не оставляют в запустении свои поля, но извлекают из них порядочно выгоду, Из обычных хлебов высевают они полбу, рожь и овес, как и русские крестьяне. Они измеряют поля размерами высева семян, а последние батманами*. Один татарин с одной доброй лошадью может без посторонней помощи высеять, 15 батманов земли и соответственно этому содержать число лошадей и рогатого скота и в двойном против тога овец. Этого русские землевладельцы нелегко достигают”.

И.Г.Георги.
Наблюдения во время путешествия
по Российскому государству в 1773 и 1774 гг.


*Батман - мера сыпучих тел, употребляемая у татар, которая составляла 10 фунтов. Батман посева — участок земли, для засева которого идет 10 фунтов семян.