Первобытное общество на территории Татарстана

Эпоха раннего железа

Эпоха бронзы длилась сравнительно недолго, только II тысячелетие до н.э. Употребление изделий из металла явилось дальнейшим стимулом для развития цветной металлургии, изготовления золотых и серебряных украшений, которые, естественно, имели гораздо большую ценность, чем медь и бронза. Вскоре, в начале I тысячелетия до н.э., появились первые железные изделия и довольно быстро вытеснили бронзовые. Превосходство железных орудий труда и оружия над бронзовыми бесспорно, ибо железо тверже бронзы и его значительно больше в природе. Да и добывать железо гораздо легче, так как для него не нужно дополнительное исходное сырье, к тому же такое редкое, как олово.

Костяные наконечники стрел именьковской культуры
Костяные наконечники стрел именьковской культуры

Железные орудия труда давали человеку большие возможности, позволяли быстрее и лучше обрабатывать землю, увеличивая ее площадь. Если люди раньше жили на открытых стоянках, то теперь они начали возводить высокие земляные валы и окружать ими свои поселения. Появились первые укрепления – зачатки будущих городов, или, как их называют в археологии,– городища.

Городище периода раннего железного века – это остатки родового убежища, в котором скрывались люди из ближайшего поселения в случае военной опасности, или же само поселение, обнесенное земляными валами и рвами. Для более позднего времени, средневековья, понятие городища гораздо шире – это уже места бывших городов или их кремлей, феодальных замков и военных крепостей на важнейших военно-стратегических и торговых путях и на пограничных зонах. Для родовых городищ-убежищ и средневековых военных крепостей характерно расположение на высоких берегах рек и оврагов.

Тот первобытный родовой строй, который существовал на заре человеческой цивилизации, устарел. Развитие земледелия и животноводства, использование железных орудий труда и оружия привели к тому, что мужчина стал играть главную роль в обществе. Изжил свой век матриархат, установился отцовский род – патриархат (древнегреческое “патер” – отец).

Наконечники ножей
Наконечники ножей

По мере совершенствования металлических орудий производительность труда стала намного выше. Постепенно люди стали получать продуктов больше, чем было необходимо для потребления. Появились излишки этих продуктов и других жизненно важных вещей, которые стали постепенно присваивать себе старейшины племен. Иными словами, возникли первые признаки социального неравенства.



Новомордовские стелы
Новомордовские стеллы

Ранний железный век, охвативший I тысячелетие до н.э., на территории современного Татарстана и в прилегающих районах представлен несколькими большими и широко известными археологическими культурами. В VIII–III веках до н.э. на значительной территории Среднего Поволжья и Прикамья обитали племена ананьинской культуры (названа от с. Ананьино Елабужского района, возле которого еще в прошлом веке исследован богатый памятник этой культуры). Период ананьинской культуры – это время установления внешних связей Среднего Поволжья со многими отдаленными племенами и народами вплоть до античного мира.

Нагрудная бляха Шлем из Тураевских курганов Бронзовые идольчики Рукоять меча из Тураевских курганов Нагрудная бляха

Одним из доказательств связей нашего региона с южным греко-скифским миром этого периода является весьма ценная, уникальная для Среднего Поволжья стала находка бронзовых зеркал VI века до н.э., то есть 2500-летней давности, обнаруженная в последние годы в бассейне Казанки, возле остатков Старой Казани. В сущности, это два зеркала, одно из которых, наиболее ценное, имеет ручку, сделанную в так называемом “зверином стиле” в виде головы барана. Вполне возможно, что эти зеркала по какой-то причине оставлены на торговом пути между Северным Причерноморьем и Южным Уралом. Этот путь известен по описанию древнегреческого ученого, “отца истории” Геродота, и проходил он через Среднее Поволжье. Кстати, по сообщению того же Геродота, историческое название ананьинцев было тиссагеты. Это первое историческое имя первобытных племен Среднего Поволжья.

Ананьинскую культуру сменила пьяноборская (II век до н.э.–III век н.э.), названная по могильнику у села Пьяный Бор, ныне Красный Бор, на Каме.

Принято считать, что и ананьинцы, и пьяноборцы – это далекие предки некоторых современных финно-угорских народов, например, удмуртов и коми-пермяков.

Погребение №9 Богородицкого могильника
Погребение №9 Богородицкого могильника

Последним большим союзом племен периода разложения первобытнообщинного строя на территории Татарстана явился союз, представленный так называемой именьковской культурой (название от села Именьково Лаишевского района, возле которого находится большое городище этих племен). Время существования этой культуры определяется IV–VIII веками н.э. Это – время сложных этнических перемен в Восточной Европе, вызванных началом включения в состав населения древнего Татарстана новых тюркоязычных племен, пришедших с юго-востока в результате Великого переселения народов.

Рост хозяйственной самостоятельности отдельных богатых семейств, возникновение частной собственности, для охраны которой требовались постоянно существующие военные отряды, в конечном счете и привели к распаду родовых отношений, разложению первобытнообщинного строя и формированию классового общества.

Предыдущая тема