Татары в пугачевском движении

Одним из наиболее ярких и драматичных социальных потрясений XVIII в. в России — восстание под предводительством Е.И. Пугачёва, в котором приняли участие различные социальные слои населения России, а также народы Поволжья и Приуралья, в том числе и татары.

Моллер Ф.А. – Взятие Казани Пугачевым. 1847.

В отличие от социальных движений такого рода более ранних периодов, восстание Пугачёва отличалось наличием чёткой политической программы, которая провозглашала вольности крепостному крестьянству, возврат в старую веру, свободу вероисповеданий; что нашло поддержку в крестьянской среде, в старообрядческом движении, у многочисленных народов Поволжья и Приуралья. Участники восстания преследовали различные цели, которые зачастую противоречили друг другу. Так, например, если казачество (и прежде всего его элита) добивалась власти, то крепостное крестьянство участвовало в движении с целью освобождения от крепостничества, а так же улучшения своего материального положения (грабежи, разбои). Нерусские же, и прежде всего мусульманские народы (татары и башкиры) активно поддержали Пугачёва и добивались разрешения прежде всего идеологических (свобода вероисповедания), социальных (в движении приняло участие, как правило, беднейшее крестьянство) и политических (отмена политики национальной дискриминации и христианизации) задач. Политика социальной справедливости, равно как национальной и религиозной терпимости, которой придерживался Е.Пугачёв и неоднократно подчеркивавший это в своих воззваниях, явилась одним из определяющих факторов участия татар в движении.

Вместе с тем пугачёвское восстание впервые показало серьёзное социальное расслоение татарского общества. Различные социальные слои татар по разному относились к движению Пугачёва.

Е. Пугачев Бахтияр Канкаев.
Б. Альменов.
Емельян Пугачев и Бахтияр Канкаев с картины В. Федорова

Основная масса крестьянства и рядового мусульманского духовенства симпатизировала Пугачёву и его идеям. Среди сторонников движения было так же немало представителей татарского мелкого торгового капитала и служилых татар. Представители этих социальных слоёв и принимали активное участие в пугачёвском движении и даже входили в политическое и военное руководство восстания.

Так, полковой старшина Б. Канкаев, являясь ближайшим сподвижником и будучи членом военной коллегии Е. Пугачёва, принимал участие в разработке военных операций и подписывал указы, обращённые к татарскому и башкирскому населению. Большую роль в движении играли старшина М. Мустафин, И. Бахмутов, М. Алиев, Садыков, К. Арсланов.

Вместе с тем, татарское дворянство, которое было приравнено в своих правах к русскому дворянству, представители крупного и среднего торгового капитала, а также состоятельное мусульманское духовенство зачастую поддерживали действия и политику правительства.

Летом 1774 года Пугачёв переправился через Каму, и, заняв Елабугу, Мензелинск, Заинск, 11 июля подошел к Казани, где и расположился лагерем недалеко от Арского поля. Среди горожан началась паника. Городские власти усиленно укрепляли Казань. План укрепления города и его обороны был утвержден самой императрицей Екатериной II. Согласно этому плану появились дополнительные фортификационные укрепления по берегам р. Казанки и со стороны Арского поля. Были укреплены Кремль города, а на Арском поле были сооружены редуты. Город был значительно укреплен артиллерией, в частности, были установлены артиллерийские батареи. Гарнизон Казани насчитывал более 2000 человек. Оборона города была поручена П.С. Потемкину (родственнику знаменитого фаворита императрицы). Армия Пугачёва насчитывала около 20000 человек, но по большей части это была плохо обученная и невооруженная армия: как вспоминали очевидцы, значительная часть крестьян во время штурма Казани помогала криками.

Между тем, Пугачёв начал подготовку к штурму Казани, и лично осмотрел городские учреждения. Как впоследствии на допросе показывал сподвижник Пугачёва И.С.Аристов «живущие при городе Казане в татарской слободе татара, через присылаемых к нему приглашает ево идти прямо в Казань, уверяя, что ее можно взять без дальной трудности … Да на другой день под вечер, приехав из самых состоящих в городе Казане татарских слобод, человек до семидесяти… явились к нему, Пугачёву, и принесли ему меду, сахару и завернутые материи». Они посоветовали Пугачёву штурмовать город по «Арской дороге от речки Казанки низом, где никакого укрепления нет, и для въезду место удобное».

Штурм города начался 12 июля 1774 года. Наступление пугачёвских войск осуществлялось четырьмя колоннами со стороны Арского Поля, вдоль реки Казанки, основные силы Пугачёва наступали со стороны Суконной слободы и вдоль Булака.

Ближайший сподвижник Е. Пугачёва, член военной коллегии, полковник Бахтияр Канкаев с трехтысячным войском обеспечивал безопасность тыла, а также контролировал переправу через Каму и дороги, ведущие к Казани. К вечеру город был взят. Остатки правительственных войск укрылись в Кремле. Пугачёв освободил из тюрем и острогов около тысячи заключенных, среди которых было немало захваченных ранее повстанцев.

Взятие Казани, как крупного губернского города, вызвало большой резонанс в российском обществе. По мнению историков, взятие Казани явилось кульминацией восстания. Значимость пугачёвского штурма Казани можно проследить по «народному рассказу» о событиях 1774 года, написанному со слов Мухаметзяна Аитова, который услышал его от своего отца: «Время пребывания Пугачёва в Казани старики считали как эпоху…когда друг-друга спрашивали, говорили: «Сколько тебе было лет во время Пугачёва».

Вечером того же 12 июля к Казани подошел правительственный отряд полковника И.И. Михельсона и на Арском поле произошло сражение, которое продолжалось более 5 часов. Второе сражение произошло на другой день у с. Царицыно. Несмотря на значительное численное превосходство, Пугачёв потерпел поражение. Сказался приоритет в организации и управлении правительственных войск, а также превосходство в вооружении. Пугачёв потерял более двух тысяч убитыми и несколько тысяч пленными и почти всю артиллерию. Едва избежав плена, сам Е. Пугачёв переправился через Волгу и ушел в правобережье Волги, где впоследствии начался новый этап движения.

В памяти народа движение Е. Пугачёва долгие десятилетия оценивалась как эпохальное явление, что наиболее ярко проявилось в устном народном творчестве. Широкое отражение нашли поход Е. Пугачёва по территории Казанской губернии, штурм Казани, героическое участие воинов-татар в сражениях атамана. В народных песнях XVIII в. отражена глубокая любовь к Пугачёву, в котором татарские крестьяне и посадские люди видели реального защитника от произвола властей. В одной из таких песен пелось:

Эх, если бы свидеться с ним,
с царем Пугачёвым самим,
И, прыгнув в седло аргамака,
Лететь бы с ним под ветром степным.

(АТП., 1957. С.27).

После поражения Пугачёва под Казанью началась новая волна репрессий против татарских крестьян и руководителей повстанцев. Через особую секретную комиссию, созданную Указом Екатерины II от 18 июля 1774 года, прошло несколько тысяч крестьян — участников восстания. Решением Казанской секретной комиссии подавляющее большинство повстанцев было казнено. Казань была местом массовых казней. По сообщениям очевидцев, вешали на Арском поле, в Новотатарской слободе и в Суконной слободе. В Казани были казнены многие руководители татарских повстанческих отрядов: О. Енгалычев, А. Сулейманов, А. Бикеев и др. Несколько тысяч крестьян группами были отправлены на каторгу.

По приказу главнокомандующего П. Панина многие руководители и участники восстания были казнены.

Судьба наиболее авторитетных и влиятельных руководителей татар Б. Канкаева, К. Арсланова, И. Бахмутова неизвестна. Возможно, что после пленения Пугачёва и разгрома восстания они смогли уйти в Туркестан. Во всяком случае на территории Казахстана и Средней Азии в более позднее время татары-пугачевцы неоднократно встречались. Возможно, что некоторые из них могли оказаться в Крыму и в Турции.

Из описания очевидца:

«Сами они босые, некоторые надели на себя шторные, шелковые платья женщин … орудиями у них были копья, ружья, у некоторых железные вилы, косы, а некоторые просто шест с обожженным концом, который пристроили вроде копья»