Эпоха
каганатов
Тюркский каганат
Тюркский каганат – полукочевое государственное образование тюркских племен Центральной Азии. Был образован правителем Бумыном в 552 году. К 552 году многие тюркские народы и племена оказались в подчинении Тюркского каганата. К 660 году правители государства объединили под своей властью большинство тюркских племенных союзов Алтая, Центральной и Средней Азии. Восточная граница государства доходила до Великой Китайской стены, а западная до Нижнего Поволжья и Крыма.
Тюркский кочевник на коне. Минусинская котловина, VI – VII вв. | Бумын–каган. Китайское резное изображение на камне, VI в. | Тюркский лучник | Тяжеловооруженный воин | Памятник в честь Тоньюкука-советника и военачальника тюркских каганов, VIII в. |
В начале VII века государство распалось на Западно-Тюркский и Восточно-Тюркский каганаты. В состав Западного каганата вошли в основном среднеазиатские земли. Прекратил свое существование в 740 году.
Восточный каганат занимал восточные земли бывшего Тюркского каганата и прекратил свое существование в 745 году, когда войска правителя Озмыш-Тегина потерпели поражение от войск Уйгурского каганата.
Наконечники стрел тюркских воинов | Лук и стрелы | Тюркский меч | Короткие копья для ближнего боя |
Основой экономической жизни населения Тюркского каганата являлось кочевое скотоводство. Существовала также и ранняя форма земледелия. Достаточно высокое развитие получило ремесленное производство. В городах государства Тараз, Отрар, Суяб были развиты металлургия, кожевенное производство, торговля. Развитие ремесла и торговли привели к денежному обращению. Монеты чеканились от имени тюркских правителей.
Золотой кувшин для вина из захоронения знатного воина (Алтай) | Золотая серьга из захоронения в Центральной Азии | Золотая диадема | Раннетюркское каменное изваяние, VI-VI в. | Золотой браслет из тюркских захоронений, выполнен в зверином стиле (Западный Алтай) | Золотая серьга из тюркского захоронения, VI в. |
Высшим достижением духовной культуры народов и племен Тюркского каганата является появление письменности. Население каганата использовало руническую письменность, фрагменты которой представлены надписями на могильных камнях предводителей Тюркского каганата. Древнетюркские рунические надписи содержат первые исторические сведения о древних татарских племенах “отуз татар” (“тридцать татар”) и “токуз татар” (“девять татар”), которые играли большую роль в политической и экономической жизни Тюркского, затем Восточно-Тюркского каганата.
Из документа:
“... Они скончались. (В качестве) плачущих и стонущих (т.е. для выражения соболезнования (пришли) спереди, из (страны) солнечного восхода, народ степи Беклийской, а (также) табгач, тибетцы, авары и Рим, киргизы, уч-курыканы, отуз-татары, кытай и татабайцы, столько народов придя, стонали и плакали, столь знамениты каганы были они”
Из надписи на памятнике VIIIв. в честь
тюркского полководца Кюль-Тегина.
Кюль-Тегин | Памятник в честь Кюль-Тегина - принца, полководца |
Описание приема константинопольского посла Земарха во дворе правителя Тюркского каганата Истеми-кагана в 568 году, сделанное византийским историком VI в. Менандром Протиктором:
“Первый прием состоялся в разукрашенном разноцветными шелками шатре; хан сидел на троне с двумя колесами; для передвижения его впрягалась лошадь. На следующий день прием происходил в другом шатре, также украшенном шелками. В нём были различные фигуры идолов. Хан возлежал на золотом ложе, а посредине шатра стояла золотая бочка для воды с золотой же чашей для питья. На третий день посла принимали в третьем шатре, где были деревянные столбы, обшитые золотыми пластинками, и золотая кровать с ножками в виде золотых павлинов. У входа в шатер стояла повозка, наполненная золотой и серебряной посудой”.