Эпоха каганатов

Тюркский каганат

Великий тюркский каганат VI-VII вв.

Тюркский каганат – полукочевое государственное образование тюркских племен Центральной Азии. Был образован правителем Бумыном в 552 году. К 552 году многие тюркские народы и племена оказались в подчинении Тюркского каганата. К 660 году правители государства объединили под своей властью большинство тюркских племенных союзов Алтая, Центральной и Средней Азии. Восточная граница государства доходила до Великой Китайской стены, а западная до Нижнего Поволжья и Крыма.

Тюркский кочевник на коне. Минусинская котловина, VI – VII вв. Бумын–каган. Китайское резное изображение на камне, VI в. Тюркский лучник Тяжеловооруженный воин Памятник в честь Тоньюкука-советника и военачальника тюркских каганов, VIII в.

В начале VII века государство распалось на Западно-Тюркский и Восточно-Тюркский каганаты. В состав Западного каганата вошли в основном среднеазиатские земли. Прекратил свое существование в 740 году.

Восточный каганат занимал восточные земли бывшего Тюркского каганата и прекратил свое существование в 745 году, когда войска правителя Озмыш-Тегина потерпели поражение от войск Уйгурского каганата.

Наконечники стрел тюркских воинов Лук и стрелы Тюркский меч Короткие копья для ближнего боя

Основой экономической жизни населения Тюркского каганата являлось кочевое скотоводство. Существовала также и ранняя форма земледелия. Достаточно высокое развитие получило ремесленное производство. В городах государства Тараз, Отрар, Суяб были развиты металлургия, кожевенное производство, торговля. Развитие ремесла и торговли привели к денежному обращению. Монеты чеканились от имени тюркских правителей.

Золотой кувшин для вина из захоронения знатного воина (Алтай) Золотая серьга из захоронения в Центральной Азии Золотая диадема Раннетюркское каменное изваяние, VI-VI в. Золотой браслет из тюркских захоронений, выполнен в зверином стиле (Западный Алтай) Золотая серьга из тюркского захоронения, VI в.

Образец тюркского рунического письма
Образец тюркского рунического письма

Высшим достижением духовной культуры народов и племен Тюркского каганата является появление письменности. Население каганата использовало руническую письменность, фрагменты которой представлены надписями на могильных камнях предводителей Тюркского каганата. Древнетюркские рунические надписи содержат первые исторические сведения о древних татарских племенах “отуз татар” (“тридцать татар”) и “токуз татар” (“девять татар”), которые играли большую роль в политической и экономической жизни Тюркского, затем Восточно-Тюркского каганата.

Из документа:

“... Они скончались. (В качестве) плачущих и стонущих (т.е. для выражения соболезнования (пришли) спереди, из (страны) солнечного восхода, народ степи Беклийской, а (также) табгач, тибетцы, авары и Рим, киргизы, уч-курыканы, отуз-татары, кытай и татабайцы, столько народов придя, стонали и плакали, столь знамениты каганы были они”

Из надписи на памятнике VIIIв. в честь
тюркского полководца Кюль-Тегина.


Кюль-Тегин Памятник в честь Кюль-Тегина - принца, полководца

Описание приема константинопольского посла Земарха во дворе правителя Тюркского каганата Истеми-кагана в 568 году, сделанное византийским историком VI в. Менандром Протиктором:

“Первый прием состоялся в разукрашенном разноцветными шелками шатре; хан сидел на троне с двумя колесами; для передвижения его впрягалась лошадь. На следующий день прием происходил в другом шатре, также украшенном шелками. В нём были различные фигуры идолов. Хан возлежал на золотом ложе, а посредине шатра стояла золотая бочка для воды с золотой же чашей для питья. На третий день посла принимали в третьем шатре, где были деревянные столбы, обшитые золотыми пластинками, и золотая кровать с ножками в виде золотых павлинов. У входа в шатер стояла повозка, наполненная золотой и серебряной посудой”.

Следующая тема