Ювелирное искусство
Татарское ювелирное искусство достигло наивысшего расцвета к середине XIX в. Истоки его связаны с ювелирными традициями, сложившимися в городах Волжской Булгарии и Золотой Орды, в более поздних татарских ханствах, особенно Казанском. Эта преемственность прослеживается и в выборе серебра (часто с позолотой) в качестве основного материала, и в технике исполнения, и в орнаменте, а также в назначении и формах самих изделий.
Татарские мастера владели всем арсеналом ювелирной техники: от примитивного литья до изысканной тончайшей филиграни, часто сочетая в изготовлении одного изделия разные приемы. Наибольшее развитие получила чеканка “чуку”. В середине XVII в. казанские чеканщики принимали участие в оформлении монументальных сооружений в Московском Кремле, ибо “они были к государеву делу годны и большие дела им за обычай”.
Широко распространенными были литье “кою” и гравировки “чоку”. Гравированный орнамент чаще был растительным или в виде декоративного письма — арабской вязи, — в котором буквы связаны в непрерывный и равномерный орнамент. Гравировка сопровождалась насечкой или инкрустацией из другого металла, а также чернью “каралтып”.
Казань — единственный город в Поволжье, где было высоко развито искусство скани “бетеру”: она была особой. В России почти повсеместно сканые узоры расцвечивали эмалью, а завитки татарской скани дают чисто графические рисунки сложных мелких узоров. Высшим достижением татарских мастеров является бугорчатая скань, когда каждый завиток сканого орнамента объемно возвышается над плоскостью изделия. Бугорчатой сканью выполнялись женские украшения для высшего сословия: бляхи для “хаситэ”, “яка чылбыры”, браслеты “белэзек”, застежки “каптырма”.
Накосник-чулпа коромыслообразный. Металл, самоцветы, граненое стекло. Гравировка, скань, инкрустация. Касимовские татары. XIX в. | Воротниковая застежка. Серебро, позолота, бирюза, аметист, скань. | Браслет. Серебро, самоцветы. Скань. Конец XIX в. ГОМТР | Браслеты. Серебро, самоцветы. Скань, чеканка, гравировка, XIX в. МИИТР |
Имела распространение и связанная со сканью зернь — мелкие металлические шарики, напаянные на сканый орнамент. Драгоценные и полудрагоценные камни (топазы, аквамарины, сердолик, бирюза, аметисты и др.) располагались на поверхности изделий обычно в виде розеток, а также россыпью по краям украшения. В готовом ограненном виде их покупали у уральских гранильщиков.
Издавна крупнейшими ювелирными центрами была Казань (Ново-татарская слобода) и районы Заказанья (Сабинский, Арский, Мамадышский). В середине XIX — начале XX в. у татар Поволжья и Урала существовало и множество других “периферийных” центров: в Заволжье и Предволжье, в Окско-Сурском междуречье, в Приуралье и Зауралье. Они создавались, как правило, ювелирами-выходцами из Заказанья, попавшими в эти районы с волнами различных исторических переселений или в результате занятия отходничеством. Поэтому ювелирные изделия этих центров практически мало отличались от заказанских.
Нагрудная перевязь – «хасите». Первая половина XIX в. ГОМТР |