Казанское ханство
Культура Казанского ханства
Материальная культура Казанского ханства представлена прежде всего монументальной архитектурой. Это подтверждается некоторыми сохранившимися архитектурными памятниками (башня Сююмбеки, здание бывшей мечети Нурали), а также документальными сведениями и остатками зданий, обнаруженных при раскопках Казани.
Кроме башни Сююмбеки и мечети Нурали, исторические источники сообщают о наличии в Казани таких монументальных построек, как ханский дворец, восьмиминаретная мечеть Кул-Шериф, здание медресе Кул-Шериф и др. Высокого уровня достигло ювелирное искусство. Казанские мастера изготовляли различные украшения из золота, серебра в сочетании с драгоценными камнями.
Основная масса ювелирных изделий была увезена из Казани в 1551 году с царицей Сююмбеки и в 1552 году после взятия Казани. И только небольшая часть этих изделий хранится в музеях страны. Среди них знаменитая “Казанская шапка” - корона казанских ханов, золотые поясные застежки и другие украшения.
Широкое развитие получило просвещение. Как и в более ранние периоды, грамоте обучались в мектебах и медресе. Существовали и медресе высшего типа, например, знаменитое медресе Кул-Шерифа.
Под влиянием просвещения и богатой восточной поэзии в Казани и других городах государства традиционно развилась литература, и прежде всего поэзия. Средневековая татарская поэзия обогатилась именами таких поэтов, как Мухаммед-Амин, Эмми-Камал, Гарифбек, Кул-Шериф и др. Вершиной же средневековой татарской литературы эпохи Казанского ханства явилось творчество Мухамедьяра. В произведениях “Тухваи-Мардан” (”Дар мужей”- 1539 г.) и “Нуры-Содур” (“Свет сердец” - 1542 г.) поэт воспевает гуманизм, справедливость, доброту, служение народу и отчизне.
Наряду с письменной литературой в Казанском ханстве широко было развито и устное народное творчество. В эпоху Казанского ханства получили широкое распространение такие эпические произведения, как “Идегей”, “Чура-Батыр” и другие.
Поясная застёжка. Фрагмент | Поясная застёжка. Золото. Скань, зернь | Кувшин со стихотворной надписью, середина XVI в. | Золотая корона казанских ханов – «Казанская шапка», 1-я половина XVI в. |
Из сообщения очевидцев:
“... а от Казани реки гора так высока, иже оком возрити прикро (трудно); на ней же град стоит и палаты царские и мечиты, зело высокие, мурованные (каменные)”.
Московский воевода А.Курбский
“Царь же князь великий облехши Казань и объехав около града, и смотряще стенные высоты и мест приступных, и увидев удивился необычной красоте стен крепости града”.
“Хан Ахмет-Амин из золота и серебра подела от того себе венца драгие, и сосуды и блюда серебряные и златые, и весь царский наряд драгий устрои”.
“Казанский летописец”, XVI в.
“Преписоваше цареву казну всю и до пороха, и запечатав самодержцовою печатию, и наполнив до угружения 12 лодей великих, златом и серебром, и сосуды сребряными и златыми, и украшенными постелями и многоразличными одеянми царскими и воиньскими оружми всякими, и высла из Казани преже царицы со инем воеводою в новый град (т.е. Свияжск)”.
Из описи, проведенной князем Василием Серебряным
в 1551 году при аресте Сююмбеки
Мнение историков:
“Некоторые оспаривают татарское авторство знаменитой башни Сююмбеки в Казани. Я же уверен, что предмета для спора просто нет: будь она построена во времена русского правления, то и название носила бы русское”.
М.А.Усманов
“Чем же являлась эта башня? На этот вопрос, к сожалению, до сих пор точного ответа нет. Одни исследователи считают ее минаретом соединенной с ней мечети Нурали, другие - грандиозным намогильным памятником, сооруженным Сююмбеки над прахом своего мужа, казанского хана Сафы-Гирея. Вполне возможно, что она была использована в качестве наблюдательного пункта в трудные для Казани времена - в 1552 году и в последующие периоды”.
Р.Г.Фахрутдинов
“Казанская шапка выполнена в характерной для головных уборов казанских татар в форме - в виде полусферической шапки, опушенной дорогим мехом. Завершение “Казанской шапки” - янтарь вытянутой грушевидной формы с двумя жемчугами по ее сторонам - украшение явно более позднее. Оно не соответствует структуре короны, которая, по-видимому, ранее завершалась золотым полумесяцем или изображением полиморфного чудовища, например, наподобие герба Казани”.
Ф.Х.Валиев
“В награду за победу (над Казанью) царь взял себе лишь приведенного к нему хана Едигеря, ханскую корону, жезл, знамена и пушки”.
Н.Спасский
“Декларируя равенство всех людей независимо от имущественного и сословного положения, поэт-гуманист в то же время находит удовлетворение в утверждении морального превосходства людей, знающих цену труда, честно заработанного хлеба над вознесенными над ними волей судьбы обладателями жизненных благ и привилегий. В итоге в творчестве Мухаммадьяра противопоставление добра и зла, добродетели и порока, отчетливее, чем у его предшественников осмысливается в соотнесении их источников и носителей с социальными полюсами современного ему общества. И это - одна из характерных тенденций формирования татарской социально-этнической мысли средневековья, предвосхищающая выделение идей социального протеста в самостоятельную мощную струю общественной мысли на более поздних этапах ее развития”.
Р.М.Амирханов