Золотая Орда

Культура и градостроительство


Серебряные джучидские монеты, XIV век Детали поясного набора (золото, сердолик) Украшения женского головного убора (золото, драгоценные камни), XIV в. Серебряные накладки на кожаный пояс, XIV в. Улус Джучи. XIII в. Золото. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Цепь из кастов с жемчужинами. Золотая Орда, Крым. Первая половина XIV в. Государственный Исторический музей, Москва

Материальная культура Золотой Орды представлена прежде всего памятниками монументальной архитектуры (комплекс зданий в Булгаре, мечеть Узбека в Крыму, остатки административных и культовых сооружений, выявленных при раскопках в Сарай-Бату и Сарай-Берке). Для периода Золотой Орды характерно формирование собственной архитектурной школы, высшим достижением которой является развитие мозаичной и майоликовой архитектуры.

Филактерий. Золотая Орда, Крым. Первая половина XIV в. Государственный Исторический музей, Москва Детали поясного набора, XIV в. Бляхи-подвески из гарнитуры конского убора. Золотая Орда, Северное Причерноморье, XIV в. Филактерий. Золотая Орда. Первая половина XIV в. Золото. Государственный Исторический музей, Москва Мозаичное украшение интерьера мечети (полихромная полива и позолота)

Высокого уровня развития достигло ювелирное искусство, черная и цветная металлургия, гончарное, кожевенное производства, резьба по камню.


Поэт XIV в. Саиф Сараи. Работа Н. Фахрутдиновой

Принятие ислама при Берке и объявление ее государственной при Узбеке дало сильный импульс для развития духовной культуры и прежде всего просвещения. Население получало образование в мектебах и медресе. Развитие просвещения способствовало распространению в Золотой Орде богатейшей восточной поэзии, среди которых были произведения Фирдоуси, Рудаки, Омара Хайяма, Низами и др. Под влиянием персидско-таджикской литературы переживает подъем и золотоордынская поэзия. XIV в. - это период расцвета средневековой татарской литературы. Этот период представлен именами таких крупных поэтов, как Саиф Сараи (поэмы “Гулистан”, “Сухайль и Гульдурсун”), Котби (“Хосров и Ширин”), Хорезми (“Поэма о любви”), Рабгузи (“Кисса-и-Рабгузи”) и др.

В городах Золотой Орды были развиты и некоторые науки (медицина, астрономия, геодезия). Об этом говорят обнаруженные при археологических раскопках медицинские инструменты, квадрант, астролябия и другие находки.

Высокого уровня достигло градостроительство, которое пережило несколько этапов:

I. Период восстановления и использования старых городов, разрушенных во время нашествия (40-е годы XIII в.).

II. Начало градостроительства в Среднем и Нижнем Поволжье в период правления Бату (первая половина 50-х годов XIII в.).

III. Заметное оживление градостроительства при Берке (середина 50-х - середина 60-х годов XIII в.).

IV. Расцвет золотоордынского градостроительства и архитектуры в период правления ханов Узбека и Джанибека (первая половина XIV в.).

V. Постепенный спад градостроительства и его прекращение в период внутренних междоусобиц (с 60-70 годов XIV в. до 1395 г.).

Крупнейшими городами Золотой Орды были ее столицы Сарай-Бату и Сарай-Берке.

Сарай-Бату (по нумизматическим данным Сарай аль-Махрус, что в переводе с арабского означает Дворец Богохранимый) - первая столица государства, построенная еще при Бату-хане в 50-х годах XII века. Сарай-Бату в XIV в. являлся одним из крупнейших городов Евразии (численность населения города составляла около 100 тыс. человек)*. Был сильно разрушен в 1395 году войсками Тамерлана. Прекратил свое существование после окончательного распада Золотой Орды в середине XV в.

Архитектурная майолика из Сарая-Бату, XIV в. Архитектурная майолика из Сарая-Бату Архитектурная майолика из Сарая-Бату

Остатки города были снесены в 1587 году по указу царя Федора Ивановича. Согласно указу предписывалось ломать “полаты в Золотой Орде и тем делати город” Астрахань. Остатки Сарай-Бату находятся на Ахтубе (большая дельта Волги) в современной Астраханской области.

Сарай-Берке (по нумизматические данным Сарай аль-Джадид, что в переводе с арабского означает Новый Дворец) - вторая столица государства. Строительство города началось еще при Берке-хане. Достиг своего расцвета в первой половине XIV в. в период правления хана Узбека, который и перенес столицу в этот город. Сарай-Берке располагался недалеко от Сарай-Бату, несколько выше по Ахтубе. Являясь одним из крупнейших городов Золотой Орды, оставил яркий след в ее политической, экономической истории и культуре. Был полностью разрушен войсками Тамерлана в 1395 году и больше не восстанавливался. В настоящее время остатки города находятся на левом берегу Ахтубы в современной Волгоградской области.

Кроме двух столиц в Золотой Орде было около 150 городов, крупных центров ремесла и торговли, центров богатейшей материальной и духовной культуры. Среди этих городов можно выделить следующие крупные города, центры чеканки монет: Гюлистан, Булгар, Иски-Казань, Хаджитархан, Укек, Бельджамен (Поволжье), Ургенч (Хорезм), Сарайчук (р.Яик, т.е. Урал), Солхат, Кафа, Кырык-ер (Крым), Маджар (Северный Кавказ), Ак-Кермень, Шэхер ал-Джадид (бассейн Днепра и Днестра), Искер, Тюмень (Западная Сибирь) и др. города. Всего в Золотой Орде было 32 города - центра чеканки золотоордынских монет.


Керамика Биляра золотоордынского Керамика Биляра золотоордынского Керамика Биляра золотоордынского Керамика Биляра золотоордынского

Из сообщения современников:

“Город Сарай (речь идет о Сарай-Берке) один из красивейших городов, достигший чрезвычайной величины, на родной земле, переполненный людьми, с красивыми базарами и широкими улицами”.

Арабский путешественник Ибн-Батута, XIV в.

“Он, т.е. Сарай (Сарай-Берке) город великий, заключающий в себе рынки, бани и заведения благочестия, место, куда направляются товары”.
“Город Сарай построен Берке ханом на берегу Туранской реки (Итиля). Он (лежит) на солончаковой земле, без всяких стен. Место пребывание царя там большой дворец, на верхушке которого золотое новолуние... Дворец окружают стены, башни да дома, в которых живут эмиры его”.

Арабский ученый Ал-Омари, XIV в.

“Сарай (Сарай-Бату) сделался средоточием науки и рудником благодетелей, и в короткое время в нем набралась такая добрая и здоровая доля ученых и знаменитостей, словесников и искусников, да великих людей заслуженных, какой подобная не набиралась ни во многолюдных частях Египта, ни в деревнях его”.

Арабский историк и литератор
Ибн-Арабшах, XV в.

Из описания развалин Сарай-Берке в первой половине XIX в.:

“Замечательные развалины каменных зданий. Начинаясь подле селения Безродного или Верхне-Ахтубинского, они тянутся верст на 70. Развалины сии то часты, то редки, то обширны и велики, то малы и незначительны, однако везде вызывают кирпич, глину, известь. Далее от с.Пришиба до деревни Колобовщины на 15 верст видны развалины почти сплошные и большею частью огромные”.

Саратовский краевед А.Леопольдов, первой половины XIX в.

Мнение историков:

“Известные к настоящему времени материалы позволяют характеризовать Золотую Орду как государство, где оседлая градостроительная культура стояла на высоком для того времен уровне...
Довольно распространенная точка зрения о несовместимости оседлой городской культуры с кочевой, степной не отражает истинного положения вещей. Именно в результате тесного союза степи и городов, бурного расцвета ремесла и караванной торговли и образовался тот специфический экономический потенциал, который длительное время способствовал сохранению мощи Золотой Орды”.

В.Л.Егоров

“Экскурс в историю золотоордынских городов, расположенных на огромной территории, дает право сделать вывод о том, что это высокоразвитое средневековое государство было поистине страной городов”.

Р.Г.Фахрутдинов

“Факт металлургической промышленности в Сарае-Берке налицо. Здесь на месте производились все нужные как городскому населению, так и сельскохозяйственной округе изделия из железа... Большое значение в промышленной жизни Сарая-Берке играли керамические мастерские. Здесь выделывались строительные материалы, идущие на постройку дворцов, караван-сараев, мечетей, медресе, мавзолеев и других зданий; изготовлялись поливы и поливные кирпичи как одноцветные (синие, белые, бирюзовые, зеленые), так и расписные”.

А.Ф.Якубовский

“Совершенство всех гидротехнических сооружений нас буквально поражало, и если все это построено при Узбеке или его преемнике Джанибеке. Золотая Орда в эту пору действительно могла гордиться своей столицей и ее инженерами”.

Ф.В.Баллод

“В золотой Орде, несмотря на определенные заимствования из Средней Азии, Ирана и Закавказья, выработался свой яркий стиль высокохудожественной керамики”.

Г.А.Федоров-Давыдов

“Поэт (Саиф Сараи) мастерски использует такие художественные приемы и поэтические формы средневекового литературного мышления, как назира (подражание), газель (ода), рубаи (четверостишие), кытга (короткое стихотворение) и целый ряд других жанров”.

Х.Ю.Миннегулов


Серебряный сосуд для благовоний Солонка из селадона, Китай Золотоордынская поливная керамика, XIV в. Золотоордынская поливная керамика, XIV в. Золотоордынская поливная керамика, XIV в. Золотоордынские орнаментированные зеркала, XIII – XIV вв.

* Крупнейшие города Европы, такие как Париж, Рим, Амстердам имели не более 60 тыс. жителей.