Искусство и этнография

Расселение татар в Евразии

Расселение тюркских народов

В основу традиционного хозяйства татар легло пашенное земледелие; в степных районах большую роль играло животноводство. Огородничеству отводилась подсобная роль. Исконными для татар были торговля, занятия промыслом и ремеслом.

Старый татарский “авыл” располагался у водных источников. Мечеть являлась главным общественным строением. Дома ставились в глубине дворов. Традиционная планировка жилища — “изба-сени”, реже “изба-сени-изба”. Строились и двухэтажные дома с “крестообразным” планом, со специфическим архитектурным оформлением фасада: с нишей во фронтоне, украшенной “сияниями”, декоративными балкончиками. Контрастная полихромная раскраска и различные виды резьбы являлись основой декоративного оформления жилища.

Жилище делилось на мужскую (чистую) и женскую (кухонную) половины, где находилась печь с вмазанным котлом для приготовления пищи. Нары “сэке” служили местом для сна, работы и еды.

Своеобразие интерьеру придавали развешанные вдоль стен и в углах многочисленные матерчатые украшения: художественно сотканные или вышитые полотенца, салфетки, занавеси (“чаршау”, “кашага”), намазлыки. Нары и полы застилались войлочными и безворсовыми коврами.

Основу питания составляли растительная пища и продукты животноводства. Это супы, заправленные кусочками теста (“токмач”, “салма”, “чумар”), и мучные изделия: хлеб, лепешки, блины. До сих пор любимыми праздничными блюдами являются печеные “бэлеш”, “гебэдия”, “эчпочмак”, пресные сдобы “бавырсак”, “кош теле” и свадебный медовый “чэк-чэк”. Из конины готовились вяленые колбасы “казылык”; из молока — сметана “каймак”, масло “май”, квашеные продукты “катык”, “сезме”.

Традиционная татарская выпечка

Традиционная татарская семья моногамна и основана на патриархальных принципах; для женщин существовал обычай избегать мужчин. Основной формой брака являлся брак по сватовству с уплатой калыма за невесту.

Татары праздновали как религиозные (“Корбан гаете”, “Ураза гаете”), так и многочисленные светские праздники, связанные главным образом с аграрным культом. Наиболее значительным у казанских татар был “сабантуй” (праздник весеннего сева), который в настоящее время справляется практически всеми группами народа.

Сабантуй. А. А. Фаттахов 1957 г.

В устном народном творчестве представлены эпос, сказки, легенды, байты, песни. Татарская музыка построена на пентатонике; пение одноголосное, протяжное. Музыкальные инструменты — “курай”, “кубыз”, скрипка, у кряшен — гусли. Любимым инструментом татар сейчас является гармонь-тальянка.

ИСКУССТВО И ЭТНОГРАФИЯ ТАТАР В МУЗЕЯХ РОССИИ И ТАТАРСТАНА

Фонды многочисленных музеев России и Татарстана тщательно хранят и раскрывают перед посетителями великолепные образцы татарского народного искусства: художественное ткачество и ковроделие, тамбурная вышивка и золотое шитье, кожаная мозаика и ювелирное искусство, резьба по камню и дереву, искусство металлообработки и каллиграфии.

Узорная обувь казанских татар. Конец XVIII – вторая половина XIX в. коллекция ГМЭН СССР

Крупнейшим хранилищем этнографических коллекций, нередко шедевров татарского искусства, является Российский этнографический музей (Санкт-Петербург). В нем собраны коллекции известных любителей татарских древностей: Ф.Л. Плюшкина, княгини Щабельской, профессора А.А. Миллера, народного учителя И.Е. Зеленова, сотрудника музея А.К. Сержпутовского, татарских исследователей и коллекционеров Г.А. Ахмарова, Н. Абдрашитова и др. Фонды Российского этнографического музея, его особая кладовая, ярко отражают уникальную этническую культуру практически всех экстерриториальных, этноконфессиональных и других групп народа. Только предметов ювелирного искусства казанских татар здесь насчитывается 1300 единиц.

Мужские тюбетейки и женские калфаки. Середина XIX – начало XX в.

Другим крупнейшим музеем является Государственный объединенный музей республики Татарстан (г. Казань). Начало формирования татарских коллекций связано с именем А.Ф. Лихачева, известного казанского этнографа и археолога. Они собраны в середине XIX в., часть из них достаточно раннего времени и может быть отнесена к периоду казанского ханства. Коллекции Лихачева содержат 14 594 предмета по археологии и этнографии. Здесь же хранятся уникальные собрания по ювелирному искусству казанских татар другого известного коллекционера — Л.О.Сиклера, француза по происхождению, художника по образованию. Двенадцать его коллекций содержат 1135 предметов женских ювелирных украшений. Фонды Казанского музея, в отличие от музея в Санкт-Петербурге представляют в основном этнографию и искусство казанских татар и татар-кряшен, проживающих в пределах основной этнической территории.

Этнография и искусство мишарей Окско-Сурского междуречья лучше всего представлены в музеях Пензы и Саратова. Об уникальном “специфически мишарском” золотом шитье мы узнаем благодаря известным этнографам-профессорам Д.П. Степанову, В.М. Соколову, В.И. Трофимову.

С коллекциями по этнографии татар можно ознакомиться не только в указанных на карте центральных и крупных областных музеях, но и в многочисленных небольших городках и школьных музеях. Сбор материала продолжается и поныне.

Кумган. Металл, чеканка. XVIII – XIX вв.

Совсем недавно собраны замечательные материалы по этнографии казанских и приуральских татар в г. Бугуруслане Оренбургской области.

Историческая ценность музейных коллекций заключается в том, что они являются основой для творческого обогащения и развития современной национальной культуры народа.

Еще в середине XIX в. у татар бытовали многочисленные этнотерриториальные комплексы народного костюма, что объясняется как различным этническим окружением, так и особенностью этнической истории.

В конце XIX — начале XX в. формируется общенациональный костюм, который на фоне консолидационных процессов достаточно быстро усваивается большинством экстерриториальных групп народа (кроме кряшен). В основе его формирования лежало освоение народом культурных традиций городского казанско-татарского населения.

Татары делятся на три основные экстерриториальные группы: волго-уральские (казанские, мишари, касимовские, кряшены), сибирские (тоболо-иртышские, барабинские, томские), астраханские (юртовские, карагаши); особыми группами являются крымские и литовские татары.

Самой крупной по численности и высокоразвитой в социальном и культурном отношениях группой являются казанские татары. Их язык и культура легли в основу формирования литературного языка и общенациональной культуры. Им принадлежит важная роль в процессе этнической консолидации народа.

Следующая тема